В эру современного искусства поп-арт одно из самых популярных направлений в творчестве. Это движение сформировалось в Англии в 50-х годах и стремительно начало набирать известность, во многом это связано с тем, что в то же время в музыкальной индустрии начал развиваться поп жанр. Тут уже художники и музыканты идеально друг друга вдохновляли и дополняли.
Стиль поп-арт не содержит заумных концептуальных идей, он адресован к обывателю, к народным массам в той же степени, как адресованы к ним средства массовой информации. Недаром расцвет поп-арта совпал с повсеместным распространением телевидения, глянцевых журналов и началом эпохи массового потребления. Глянцевость и гламур – ещё одна неотъемлемая черта этого стиля. Часто в интерьерах поп-арт используются гладкие глянцевые поверхности.
Узнаваемые картинки с обложек периодических изданий, фото знаковых мировых событий и звёзд экрана, популярные герои кино, мультфильмов и телешоу – всё это образы поп-арта. При этом они как будто воспроизводятся на печатном станке или сходят с конвейера – картинки тиражируются и располагаются в один ряд, детали орнамента образуют полотно из разноцветных повторяющихся элементов. Эти рисунки и элементы орнамента часто расположены на плитке, крепящейся на стену. Конечно же, используются большие постеры и картины.
Классическим произведением, «иконой» поп-арта является шелкография Энди Уорхола «Диптих Мэрилин», включающая 50 изображений Мэрилин Монро со знаменитой фотографии актрисы 1953 года. Элементы этой и других работ художника часто встречаются в интерьерах поп-арт.
Интересные факты про движение:
- американский и английский поп-арт, кардинально отличаются друг от друга, если первый более субъективный, агрессивный и ироничный, то второй рассматривается художниками исключительно как некая метафора;
- желтый, красный и синий - предпочтительные цвета для поп-арта, они же чаще всего используются в рекламах и являются тремя основными красками цветовой палитры;
- ошибочно считается, что самой популярной темой для такого стиля была еда, однако это не так, преимущественно изображали предметы быта и жизни человека;
- сейчас же поп-арт имеет огромную популярность в ярких портретах, которые делают на заказ;
- Уорхол продвинул поп-арт в мир рисуя логотипы популярных брендов, для них это стало хорошей рекламой и тогда большинство компаний начали самостоятельно делать заказы.
Поп-арт картинки — это настоящее цветовое безумие. Художники раскрашивают кожу людей в неестественные оттенки, заполняют фон однотонным контрастным цветом, добавляют внезапные яркие фигуры.
Ключевые идеи:
- Размытие понятия между «высоким» и «низким» искусством. Фундаментом жанра служила идея об отсутствии иерархии в культуре. Вдохновение могло черпаться из любых источников.
- Эмоциональная отстраненность. Хотя подходы и работы были очень разными, всех их объединяло холодное дистанцирование в эмоциях. Одни считают это принятием популярного мира, другие шокированным отступлением.
- Отсутствие глубокого смысла. Простота — это одновременно и сильная сторона, и то, за что направление подвергалось жесткой критике. Смысл поп-арта лежит на поверхности.
К его особенностям относятся:
- Узнаваемые образы. Поп-арт использовал изображения и символы популярных медиа и продуктов. В них входили коммерческие товары, такие как банки из-под супа, дорожные знаки, фотографии знаменитостей, газеты, фирменные названия, логотипы и прочее.
- Отсутствие выдуманных сюжетов и предметов. Поп-арт всегда основывается на то, что есть. Авторы не выдумывают новых героев и объектов.
- Яркие цвета. Стиль характеризуется сочными, яркими цветами, к основным относится красный, желтый и синий.
- Ирония и сатира. Юмор — один из основных компонентов поп-арта. Мастера используют их, чтобы сделать заявление о текущих событиях, посмеяться над причудами и бросить вызов существующему положению вещей.
- Инновационные методы. Многие поп-арт художники были дизайнерами или занимались печатью, что позволяло им создавать изображения быстро и в больших количествах. Энди Уорхол использовал шелкографию — процесс, с помощью которого через сетчатый экран с трафаретом чернила переносятся на бумагу или холст. Рой Лихтенштейн, чтобы добиться своего фирменного визуального стиля, использовал литографию. Авторы картин часто брали образы из других областей массовой культуры и включали их в свои произведения, либо измененными, либо в своей первоначальной форме. Этот тип присвоения часто работал рука об руку с повторением, чтобы разрушить разделение между высокой и низкой культурой, которое делало различие между рекламой, средствами массовой информации и изобразительным искусством.
- Смешение медиа и коллажа. Художники часто смешивали материалы и использовали множество различных типов журналов и газет. Подобно Роберту Раушенбергу, чьи работы предвосхитили развитие жанра, Том Вессельман и Ричард Гамильтон объединили кажущиеся несопоставимыми образы в единое полотно, чтобы создать совершенно современную форму. Точно так же Марисоль известна своими скульптурами, которые для изображения фигур используют множество различных материалов.
- Плоские образы под влиянием комиксов и газетных фотографий.
Художники по направлению поп-арт
Дэвид Хокни
Питер Блейк
Ричард Гамильтон
Кейт Харинг
Энди Уорхол
В своё время данный стиль буквально перевернул культурную значимость. Поп-арт все ещё является вдохновением для художников и творцов, его влияние заметно повсюду.
искусство, отражающие возврат к материальным реалиям жизни человека. Источником для вдохновения художников этого движения - визуальные детали, телефильмы, новости и комиксы.